Городские власти готовят крупнейшую реновацию «старого» Красноярска: за 12 лет собираются снести внушительную часть Николаевки, и с нуля возвести новый микрорайон. Жители боятся перемен — здесь семьи жили целыми поколениями. Некоторые дома уже со скандалом сносили во время строительства новой развязки с четвертого моста. Разбираемся, что ждет Николаевскую слободу, и почему проект может обернуться новой войной с жителями.
Район рабочих, бродяг и преступников
История Николаевки началась с железной дороги. В 1855 году красноярские власти утвердили проект по расширению города на запад, вдоль основных улиц. К концу века «новый микрорайон» начали заселять железнодорожники: появились депо, мастерские, дома рабочих. Слобода начала разрастаться устрашающими темпами.
«Быстрота застройки мест, взятых железнодорожными мастерами и рабочими за вокзалом на Афонтовой горе, поразительна. Несколько недель тому назад, кроме голой степи, ничего не было видно, а теперь там находится целый ряд построек, образовавших несколько улиц»
Из газеты «Енисей», номер от сентября 1898 года
Сначала в слободе жили рабочие железнодорожных мастерских и сельчане на заработках. Преступность была высокой. Бродяги, чернорабочие, каторжники жили в подземных тоннелях — они образовывали еще одну, подземную, слободу. Соваться в эти норы боялись даже жандармы.
У самого района тогда еще не было официального названия. Местные жители между собой разделилили частный сектор на «Нахаловку», «Теребиловку» и «Таракановку». В 1891 году в слободу приехал наследник престола Николай II, позже ставший императором. Отсюда родилось название слободы — Николаевка. После революции район попытались переименовать в слободу III Интернационала. Однако новое название не прижилось.
«Что-то сносят — душа умирает»
С каждым годом Николаевка менялась. Появлялись новые дома, исчезали старые. В 1947 году снесли главную архитектурную достопримечательность слободы — каменный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. С начала нулевых район начали застраивать высотками.
Чтобы сохранить историю, Галина Козлова в собственном доме открыла Музей истории Николаевки. В районе женщина живет больше 50 лет. Первый дом Галины Петровны снесли во время строительства трубопровода, но уезжать в другое место она не хотела — переехала на соседнюю улицу, где основала свой маленький музей.
Она сама собрала и отреставрировала почти полторы тысячи экспонатов. Среди них — резные наличники, кухонная утварь прошлых веков, фотографии, дверные ручки, фонарь из колючей проволоки, буржуйка, почтовые ящики. Многие вещи родом из 19 века. Для Галины Петровны этот музей — дело для души.
«История уходит — меня это угнетает. В Николаевке постоянно что-то сносят, и душа просто умирает. Когда пройдет время, люди могут опомниться, понять, что утратили что-то. Так хоть какой-то след от нашей слободы останется. От исторического района после всех сносов что-то должно остаться. В мелочах останется дух той, душевной, атмосферы»
Галина Козлова, жительница Николаевки
Ночь длинных ковшей
В октябре 2011 года в Красноярске начали строить новый, четвертый мост. Сразу стало ясно — часть домов в Николаевке попадет под снос. И даже не для места под сам мост, а для развязки к улицам Копылова и Красной Армии.
Развязку и правда решили проложить «по крышам» старинных домов. Строить дорогу компания «Сибиряк» начала в конце 2016 года. Проблемы начались сразу. Расселить нужно было 400 домов на 30 улицах — это почти 611 семей. Жителям попавших под снос домов предложили компенсацию или переселение. Многие не согласились ни с тем, ни с другим. Выплаты приняла лишь половина жителей. Остальных размер компенсации не устроил.
В среднем, независимые эксперты оценивали дома и участки жителей Николаевки в 5 миллионов рублей. Однако власти предлагали только 3 миллиона.
Ситуация для Красноярска не в новинку. Например, когда в 2008 году на Белинского строили ТЦ «Комсомолл», местный житель потребовал за свой дом 25 миллионов рублей, но власти были готовы заплатить только 10 миллионов.
Заканчиваются все эти истории одинаково — обычно собственники проигрывают суды и получают компенсацию еще меньше, чем им предлагали изначально. Так получилось и во время строительства развязки.
Из-за того, что жители не хотели съезжать, сроки сдачи развязки подрядчик постоянно переносил. В итоге дорогу открыли в конце ноября 2018 года.
В списках значитесь
После сдачи развязки жители оставшихся домов, казалось, могли вздохнуть с облегчением. Однако власти объявили второй этап строительства Николаевского проспекта. Вторая очередь дороги включает в себя развязку в районе улицы Чкалова, дорогу на улице Байкитская, и пешеходный виадук для перехода через Волочаевскую. После завершения всех работ Николаевка должна «похудеть» еще на 101 дом.
Жители уже получают уведомления о переселении. Но это только начало. У мэрии есть еще более амбициозные планы на будущее Николаевки. Власти собираются снести больше 200 домов, и застроить территорию многоэтажками. Чиновники обтекаемо называют идею «проектом комплексного развития территории».
Соответствующий документ за подписью заместителя главы города появился на сайте мэрии в августе. Планируется целиком расселить нескольких улиц — почти 150 тысяч «квадратов». Очистить нужно участок от улицы Сопочной до Чкалова, и от Волочаевской — до Революции.
Точных сроков сноса власти не называют. Пока у проекта еще даже нет инвестора. По закону, в течение полугода жители могут сами предложить свой проект развития территории, и заявить его в администрацию. Если собственники этого не сделают, мэрия выйдет на торги и будет искать инвестора, который займется переселением. Власти уверяют — это не просто снос, а развитие микрорайона.
«Введенный механизм позволит нам осуществить реновацию территории, расселение и снос аварийного фонда за счет средств инвестора, и освободить землю под строительство социальных объектов. Сама мэрия имеет право выкупа недвижимости и земли только под строительство дорог и инфраструктуры, но не под социальные объекты»
Олег Животов, руководитель департамента градостроительства Красноярска
Не «панельки», а «реновация»
Николаевка уникальна своим расположением — деревенька в центре города, еще и возле ЖД вокзала. Поэтому интересна зона и для потенциальных покупателей будущего жилья, и для застройщика. Зайти туда может любая строительная фирма: и «Сибиряк», который строил развязку, и «СМ-сити», и «Арбан», и другие крупные участники рынка.
Без публичных слушаний явно не обойдется. В Красноярске любая новая застройка воспринимается жителями с опаской — печальный опыт у Красноярцев есть. Но в мэрии обещают — появление очередного «человейника» в Николаевке не допустят. Там будет и школа, и два детских сада, и сквер на 3 гектара. Поэтому к работам вряд ли допустят компании вроде «Красстроя», которые специализируются на бюджетном жилье.
Однако некоторые специалисты называют Николаевку неудачным для современной застройки районом. Прежде всего из-за рельефа.
«Раньше в районе Николаевского моста, очень давно, было озеро, потом оно было спущено. Рельеф Енисея тоже менялся, с годами он спускался все ниже, оставлял „бассейны“ на склонах. Сложно будет заново застраивать это место. Надо исследовать георадаром все эти горы. Там явно остались пустоты, впадины с водой. Потом может начаться разрушение»
Михаил Сашко, технический директор ОАО «Научно-технический прогресс»
Перспектива обновления Николаевки — долгосрочная. На переселение жильцов или выкуп их собственности планируют потратить 4 года. В целом на реализацию проекта уйдет 10-12 лет. Но морально жители к этому уже готовятся.
Кто-то рад возможности переехать в новостройку — жизнь в своем доме опостылела. Но есть и те, кто привык к своей земле, ведь многие живут в Николаевке поколениями. Привыкли к этой тихой деревенской картине в центре Красноярска. А кто-то считает, что пускать под каток историю, дух Красноярска 19 века, нельзя. Ведь этот район можно сделать «историческим кварталом», продолжением того, что сейчас возрождают на улице Горького. Тем временем, уже в феврале власти объявят аукцион и начнут искать застройщика новой Николаевки.